Пока девочка отсыпается от постпрививочной температуры, а домашние дела назначены на сегодня почти законченными, соберу отрывочные и разрозненные мысли последних двух месяцев про опыт родов и жизни после. Кого пугают подобные вещи - не читайте.
читать дальше
Мне повезло и с наследственным отсутствием токсикоза я получила еще и скорые роды. Не супер стремительные, но быстрые - 10 часов активной стадии, и сутки всего с момента отхождения вод. Могло бы быть чуть быстрее, но последние два часа организм мой, не евший около 16 часов решил, что время отдохнуть и прекратил схватки. Пришлось получить дозу окситоцина из вне. Думать о еде все 8 часов схваток я вообще не могла, мне регулярно предлагали тосты с джемом и меня прямо воротило.
Еще у мня вызывает удивление рекомендации прогуливаться, чтобы отвлечься от схваток. Мне даже с бока на спину переворачиваться было тяжело, а уж вертикальное положение принять, да еще идти куда-то - слабо представляю. Я пришла в родовое отделение с раскрытием 3 см, а принимают - с 4. Меня пытались отправить домой, но я уперлась. По-моему акушерка, которая меня приняла, поняла и пожалела и ходила по всем вопросам оооочень долго, почти два часа. Половину диалогов с ней я вела загнувшийсь на кресле - коленки на сидение, локти - на подлокотник, голова на локтях. Отправить меня в этой позе домой было сложновато, и девочка просто дотянула до нужных 4 см.
Парацетамол в качестве обезбола при родах не работает (с чего бы это), предлагаемый тут газ вызвал у меня больше удивления - там что, реально есть какой-то газ в этой самой трубке, из которой нужно вдыхать? Про эпидуралку я не успела начать думать за стремительностью событий. Точнее, думать -то я начала, но мысль о том, что надо сесть и не шевелиться оказалась страшнее. Но если роды длятся сутки-двое, там очень даже понятно зачем и почему эпидуралка.
Одно из самых странных ощущений - ребенок, который чихает. То есть головка уже появилась и человек уже дышит и чихает, а тело еще внутри тебя. Специфичненько.
Лучший бутерброд - съеденный после родов, лучший душ - тогда же, ты еще такой обезболенный после зашиваний и можешь ходить и даже сидеть, не подозревая.
Из-за Пасхи нас держали в госпитале сутки, хотя могли бы выписать через пару часов. Самое большое удивление - больничный ужин - тунец, печеный картофель, салат, шоколадный торт с шоколадной глазурью и ванильное мороженное - это было божественно.
Палата на 4 женщин с 4 младенцами - зло - дети орут по очереди и хором и снова по очереди. Несмотря на то, что девочка вполне себе спала, я спать почти не могла.
Мечта первых трех суток - спаааать. Потому что была бессонная ночь родов, потом все жаждали узнать как мы там в течение дня, потом орали соседские дети, потом, уже дома было не помню что, а вторая ночь дома была самой классической - молоко еще не пришло, девочка уже была голодна и орала перманентно, кусала грудь и не могла насытится. Мне нужно было поспать чтобы молоко пришло, но для этого надо было чтобы ребенок уснул, а для этого - поел, для этого - молоко ну и зациклить.
Утро четвертого дня жизни девочки я встретила рыдая от бессилия - мозг все понимал, но гормоны упорно выживали из меня реки слез, при том - от любой фразы или мысли. Добро пожаловать в Baby Blues, оно будет с нами следующие 6 недель.
Той же ночью я кое-как отоспалась (еще вечером) и пришло молоко и жизнь стала налаживаться. Никогда не думала, что у меня может быть столько груди! И что грудь может быть настолько разного размера в зависимости от приходящего молока (например правая на два размера больше левой). Все в один голос твердят - сцеживай, чтобы не было застоев. Акушерки - не сцеживайте, чем больше молока уходит - тем больше приходит и вот тогда получаются застои. По началу молока много, но потом организм понимает сколько выедает ребенок и подстраивается. Человеческий организм - жутко умная система.
Моя мама считает, что как ребенка первый раз на ночь накормишь, такой режим и будет. Мы кормились около полуночи, а перед этим в десять, дальше девочка поела в два ночи и ближе к 5 утра, так оно и примерно и было. Вообще, нам свезло, ребенок спит ночами, просыпаясь на кормления и все. Одна только ночь была с классическим перевертыванием времени, когда после первого кормления мы кукарекали до 6 утра.
Первые ночи дома я не могла уснуть несмотря на смертельную усталость - мне все казалось, что я усну так крепко, что не услышу ребенка (она первые дни не особо плакала, в основном выразительно кряхтела). Потом как-то попустилась. Вообще, попустило неделе к третьей-четвертой - мы набрали вес и я перестала параноить по поводу ношения ребенка в слинге, а это разгрузило спину, осовободило руки и позволило делать еще хоть что-то.
Первые дни безумно болели руки - последние два месяца беременности ко мне пришел тоннельный синдром - немели пальцы, я не могла поднимать тяжести, ставить запястья "на излом", после родов вес, конечно спал, но перманентные 3,5 кг ребенка на руках - остались и кисти жутко болели.
Местные правила предписывают первую неделю после родов не особо покидать спальни, на вторую неделю спускаться вниз на диван, а потом уж можно и что-то делать. Загремев в госпиталь на 9 день после родов с воспалившимися швами, я поняла почему. очень интересно мне посмотреть с лицо той акушерке, которая за два дня до осматривала меня и сказала, что все хорошо. (про госпиталь и подозрения на ковид история отдельная)
Гормональные приходы первых недель - это жесть. В один из дней, пока Рэми ездил за продуктами, я сидела со спящим ребенком на руках и рыдала, потому что девочка когда-нибудь вырастет и станет большой, на ручки ее больше не возьмешь и придется отпустить, но я же всегда буду помнить вот этот вот беззащитный теплый комочек на руках, как можно будет перестать это делать. Или потому что я теперь должна защищать этот комочек от всего на свете, потому что никто больше не может. Или потому что будет зима и мы поедем в гости к бабушке с дедушкой смотреть снег, но ведь не сможем прожить там всю зиму, чтобы понять как это от и до. Или ... ну вы поняли - что угодно. К 6-7 неделе попускает, но все же еще приходит.
В районе 4 - 4,5 кг девочка стала ощутимой в руках, к 5 примерно неделе девочка стала внезапно большой.
Половине изобретателей детской одежды я предложила бы попробовать переодеть младенца в 4 утра. Да и не в 4 тоже, но по ночам - особенно.
Песик первые две недели приносит игрушки и предлагает обмен - он нам свою игрушку, а мы ему - свою, вот ту странную что в руках.
На третьей девочкиной неделе мне говорят, что надо прочитать статью на 4 уровень по 16-ке. Боже, что? В голове у меня примерно молоко и все. Продираюсь через текст полный итальянских терминов, часто возвращаюсь и перечитываю, с грустью смотрю на количество оставшихся страниц.
На пятой неделе приходит Бодхи с вопросами про газеты и вальс в два па, ищу что нужно, немного обсуждаем нюансы - божечки, как я хочу-таки писать статьи.
Вообще ужасно хочется шить, вязать, вышивать, но поскольку девочка часто на мне в слинге и больше никак, то получается в основном печь. Зато пока ребенок на мне я живу в режиме радио - все озвучить и зарифмовать или пропеть. Из глубин сознания вылазят присказки про дору-дору помидору и детские советские песни по любому поводу.
Девочка, наевшая почти 6 кг и лежащая на мне удивительно напоминает ощущениями последние месяцы беременности.
Первые три месяца жизни ребенка называют 4 триместром за то, что дети любят жить на ручках, поскольку это наиболее привычная им среда - запах, биение сердца, тепло. Почему об этом не говорят каждой маме при выписке? Это очень бы облегчило понимание происходящего.
Пока остановлюсь, ибо время купания, но пожалуй, продолжение следует, ибо вот явно далеко не все.
часть втораяДополнения:
Первые несколько дней ужасно хочется есть - прямо дыра в желудке, прямо до боли. При том - всегда. Это, конечно, восстановление организма и энергия на кормления, но столько я не ела наверное никогда. В первую ночь под утро, часов в пять или шесть погнала Рэми делать мне бутерброд пока я кормлю ребенка. Потом стала просто ставить рядом с кроватью пачку печенья, орешки, банан и иногда термос с чаем. Ибо. Сейчас есть хочется реже, но все же после каждого кормления - весьма ощутимо. Хорошо, что тут спокойное отношение к питанию кормящих мам - никаких диет и ограничений. Старайтесь есть как во время беременности, но теперь вам можно мягкие сыры и стейки, избегайте фастфуда, очень острого и газированных напитков. Ну и если увидите, что у ребенка аллергия - тоже избегайте. Меня это ужасно радует, потому что есть одну овсянку очень грустно. Хотя, безусловно, в форму приходишь куда быстрее.
За беременность я набрала 16 кг, сейчас потеряла 9. До моего нормального веса еще 4 кг, но я как-то совсем не чувствую, что что-то лишнее есть (хотя, пожалуй, танцевала бы - быстро бы почувствовала бы). Замечаю только когда не в влажу в брюки - пузико Ботичелли не помещается. Зато сшитое в прошлом году летнее платье стало внезапно гораздо лучше сидеть. И это меня ужасно радует. Огорчает то, что поправились стопы и теерь мне мала почти вся обувь, а та, которая налазит, не подразумевает ортопелические стельки внутрь ( уже все ногами занято). От этого большой привет шлют и стопы, и колени.
Вообще, в условиях карантина доступен только онлайн шоппинг, что делает любые покупки одежды затруднительными. Например - белье для кормления - удобная штука, но только если правильно выбрана. Правильно выбрать ее можно когда у тебя уже молоко, раньше - сомнительно, ну и помним, что размер груди меняется в зависимости от приливов молока. Однако в списке вещей для госпиталя такое белье значится, хотя там реально не особо нужно. Нужнее там крем для восстановления сосков, которого в списке нет. Первая неделя кормления была равносильна полетам на Луну каждый раз - потому что с первого раза ты не приложишь ребенка правильно, потому что кожа не привыкла и потому что настоящего молока еще нет - человек кусает тебя, пытаясь что-то там выжать, и кусает часто, это стимулирует выработку нужных гормонов, но пару дней отправляет тебя в космос. Поэтому крем - всегда. Но, что приятно, в госпитале можно попросить все, что нужно, и тебе выдадут - крем для сосков - да, вот, дополнительных памперсов - вот, лекарства на выписке - вот, бутылочку для сцеживания - пожалуйста.
Зато в списке вещей для родов значится бальзам для губ - и это прямо такая милая деталь, которая очень нужна, но про которую точно сам не подумаешь (хотя у меня всегда в сумке есть, потому что губы сохнут ужасно). Все время в госпитале мне ужасно хотелось теплого питья, потому что я сорвала голос. Неограниченно давали только воду, чай - два раза в день. Хотя, конечно, можно было бы попросить медсестру, но я почему-то не сообразила.
Плюс карантина - Рэми сидит дома и может мне помогать, заодно не надо думать идти ли куда-то, куда зовут или нет. Такое гарантированное время для себя, для нас. С другой стороны - никуда не пойдешь, а все очень рекомендуют выходить, чтобы избежать той самой постродовой депрессии - в гости, в магазины, в кафе. С ребенком или без.
Из-за карантина мы лишены бабушек, что опять, же осложняет частично жизнь. Например, когда Рэми работает - созванивается с коллегами или студентами, ребенок однозначно на мне, и песик тоже, а хотелось бы, например, поспать. С другой стороны, я подумала, что пожалуй, отсутствие бабушек в непосредственном доступе гарантирует мое спокойствие. Я достаточно пофигистичный родитель - не глажу пеленки с двух сторон (даже с одной не глажу), не кипячу воду для вечернего купания, не пытаюсь стерилизовать вокруг вообще все. Конечно, в разумных пределах мы чистим, моем и обрабатываем детское, но держать дом стерильным учитывая собаку примерно невозможно. Боюсь, что например, у моей мамы слишком сильны вбитые бабушкой-акушеркой (точнее, медсестрой отделения недоношенных) правила, и я бы просто рехнулась. Хотя, когда есть еще пара рук, можно и пеленки поутюжить.
Несколько переживаю, что часто оставляю девочку лежать самой по себе пока она не спит - когда мою посуду, развешиваю постиранное белье, готовлю. Вроде бы надо с ребенком играть и говорить. С другой стороны - когда она не спит и я свободна мы вполне играем - читаем книжки, здороваемся с садом, делаем гимнастику, а если она в слинге, то я - радио. Все же рекомендации вообще говорят - 10 минут, не переутомляйте ребенка. Опять же - девочка с первых своих дней очень самодостачтона - лежать и смотреть, наблюдать за миром ей ок. Сейчас она уже может курлыкать игрушке какие-то истории. А когда ей становится не ок - холодно, голодно, скучно, утомленно - она весьма однозначно дает об этом знать.
Удобный и разумный подход - официальная аппликация от NHS (местное здравоохранение) для беременных и родивших. Статьи про понедельное развитие плода и ребенка - что ожидать, что делать, что можно делать чтобы - это прямо сильно успокаивает и направляет. Плюсом - большая книжка от них же про это же - реакции на привики, что делать если, что ожидать в разном возрасте, как питаться, позиции для кормления и прочее и прочее. И что хорошо - описание симптомов родов и номера телефонов там же.
После периода отвержения коляски ребенок ее обратно признал. Теперь на прогулках она лежит и очень внимательно смотрит вокруг. В слинге, который предпочитает Рэми (девочка - великий погонщик Медведей), она отрубается быстрее. Хотя последние прогулки тоже стала сидеть и с интересом смотреть вокруг, а только потом засыпать.
Вообще, боже, храни изобретателя слингов и переносок для детей. Я долго параноила, что в переноску нельзя новорожденных, перечитала кучу форумов, тем временем девочка изрядно подросла, стала немного держать голову и я решила просто успокоиться.
Мелочей, конечно много. И много параной и страхов, но все же нам ужасно повезло и полет проходит гораздо легче, чем я ожидала, вспоминая младенчество сестрицы.
Пока девочка отсыпается от постпрививочной температуры, а домашние дела назначены на сегодня почти законченными, соберу отрывочные и разрозненные мысли последних двух месяцев про опыт родов и жизни после. Кого пугают подобные вещи - не читайте.
читать дальше
часть вторая
читать дальше
часть вторая